Воспоминание о несбывшемся грядущем...
Все началось с неприметной картонноой папочки. Во время очередного рейда по заброшенным объектам Хабаровска ее нашел один мой товарищ. Ну ,хобби такое у человека. Ему удалось обнаружить вход в старое командное убежище . Вот там то, в одном из многочисленных кабинетов, в ветхом столе и была обнаружена ЭТА ПАПКА. С пожелтевшими листами бумаги, с картой Хабаровска- с потертостями на сгибах, На ней нанесен предполагаемый маршрут Хабаровского метро. А так же МАССА разрозненных листков - с набросками, схемами , чертежами, предполагаемыми видами. И ..рисунки - выполненные обычным карандашом- для себя, для души. И ..грозными телеграммами из Москвы..
Все шло к тому, что бы наш город стал одним из первых -за Уралом, где имелась бы "подземка". Ибо на лицо были все факторы -динамичное развитие, стратегическое местоположение. Большое количество заводов и
предприятий, мощное научное обеспечение. Одних институтов и техникумом , где обучалась масса студентов, почти два десятка. А уж всевозможных ПТУ - по десятку на каждый район..
Наше .. хабаровское ...светлое..
Но первоначально Хабаровское метро планировалось как исключительно транпортная магистраль. Для быстрого обмена ресурсами между заводами. Отсюда и направленность и протяженность. От района "База КАФ" - с его заводом им. Кирова и 179 военно- ремонтным заводом, через завод. им Орджоникидзе и"Дальдизель" -далее центр (ДальЭнергоМаш) с выходом на Южный пром.узел. Отсюда и узкая колея. В один путь. С возможностью разминуться встречным поездам на станциях- остановках. А в качестве таких перронов планировались крупные предприятия. Но в связи с бурным ростом Хабаровска- как промышленно, так культурно- административного центра Дальнего Востока, было принято решение делать"хабаровское метро" грузо-пассажирским. Это когда вслед за пассажирским составом, с небольшими интервалами шли бы два-три состава с сырьем и готовой продукцией. И под эту задачу намечалась грандиозная реконструкция Хабаровского речного порта. Ибо планировалось оживление приграничной торговли с Китаем. Отношения с которым,
к тому времени , начались восстанавливаться. Но это - отдельная тема..А хабаровское метро должно быть узко-колейным и не глубокого залегания. Строить его планировалось открытым способом. Если по простому - выкапывается
глубокая и широкая канава.Затем перекрывается мощными плитами и засыпается. Причем , планировалось вводить в строй длинными перегонами. Тем более,что почвы в Хабаровсске - "не тяжелые",по всякому - не граниты с базальтами.
А какие были названия устанций - музыка ! "Студенческая"- политен с нархозом, "Рабочая"- завод.им.Орджоникидзе и "ДальДизель", знаменитая " Трехгорная"... А какой планировался стильный дизайн у станции "Спортивная"- это стадион им.Ленина! А полная технического минимализЬма и сверкакющего хрома станция " Судостроитель"- Хабаровский судостроительный завод. А стремительно-летящий силуэт перрона - завода им. Горького.. С чеканками по титану ! Который потом бездарно ушел на лопаты... Да и промежуточные станции - в крупных микрорайонах - должны были
радовать глаз.. И ведь начались уже работы по первичному проектированию и разведке трасс.
Прокляты ..и забыто?!
Но..это прокляятое НО.. и административно-командная система СССР!! Буквально "на корню" сгубила такую интересную, же начинаюшую осуществляться МЕЧТУ . Ибо , первым делом ВЛАСТЬ озаботилась о себе . И все силы и резервы были
брошены на секретную ветку,ТАК НАЗЫВАЕМОЕ , "метро Х-5". Которое из центра Хабаровска - от основного административного здания- шло за город. И оканчивалась на аэродроме "Калинка",который в ТЕ времена имел шифр "10-й участок". Он до сих пор способен принимать самолеты и вертолеты. И на нем до сих пор базируется небольшое
воинское подразделение, поддерживающее полосу в ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ. Не спроста все это, ох,не спроста. Ибо ВСе гонки "рЭйсеров", хотя и проходят на аэродромном полотне, но ..на одной из вспомогательных, рулежных дорожек. А вот дальше пройти - у вас не получиться . Колючая проволока, ворота, охрана ,А зачем надо было тянуть "подземку" ТАК далеко за город ? Ведь хабаровский аэропорт -под боком ?! так ведь он и должен неминуемо пострадать " в случае первого удара" !.А коммунистическая власть тем временем- по скоростной ветке -экспрессом,"Центр-Калинка"...Бросив народ, который их кормил и обеспечивал...А ведь кроме этой ветки -"Х-5" проводилось строительство и скрытых, тайных
подходов к перрону "Центр". От элитного жилья коммунистической власти . Точнее - из высоких подвалов ИХ домов.. Эти проходы существуют до сих пор. Правда, перекрытые массивными железными дверями..С не менее массивными запорами..которые регулярное осматриваются и смазываются. О чем мне поведали знакомые "диггеры".
Вы представляете, КАКИЕ средства в 70-х- 80-х гг. были "угроханы" коммунистами на сохранение шкур себя любимых!! И это вместо строительства общедоступного хабаровского метро. Нас лишили экологически-чистого, скоростного-через ВЕСЬ город,общественного транспорта !!!! Без пробок и мерзости..Лишили ВСЕХ -ради прихоти единиц.. Кстати,зачатки строительства "Х-5" до сих остались.. Надо только внимательно присмотреться... К многочисленным пустырям ,
что идут цепочкой из центра за город, к просевшим местам и овражкам,что остались на месте "стройки века".
Которую, кстати ,маскировали весьма просто -под укладку труб мощной подземной теплотрассы до Князе-Волконки. А что удобно - аэродром и воинские части -все рядом. И молчат, под страшными "подписками о неразглашении" и инженеры-проектировщики и строители. Может хватит .. ?! если у вас есть хоть какая-то информация о хабаровском метро, то приходите, напишите, позвоните нам. Не надо бояться. Наш родной город достоин того, чтобы вместо слухов и легенд обрести подлинную историю хабаровского метро.
Хочется верить...
Вот он - полный список остановок Хабаровского метро- первая очередь :
Флотская (з-д. им.Кирова)
Победа (пос.Победа)
Трехгорная (ну, тут понятно и без слов..)
Студенческая (ХПИ, нархоз, автодор)
Стрелка (р-н Топографического техникума)
Рабочая (з-ды им.Ордженикидзе и ДальДизель)
Портовая (р-н речного порта)
Спортивная (с-н им.Ленина)
Речная (р-н речного вокзала - пл.Славы)
Энергетик (з-д ДальЭнергоМаш)
Творческая (р-н з-да им .Горького)
Легкая (швейная фабрика)
Хабарвоск-2 (депо Хабаровск -2)
Заводская (р-н Южного пром.узла)
Теплая(р-н з-да Отопительного оборудования)
Южная ( "второе кольцо")
Судостроитель (Хабаровский судостроительный завод)
А ведь планиировалась и вторая очередь.. с выходом на Красную Речку и увеличением сети районных перронов. Вот ТАКОЙ Хабаровск мы потеряли..Устремленный в будущее, перспективный. И это все - "благодаря" недальновидности,
да и подлости (по большому счету - то) косной коммунистической власти...
С грядущим праздником вас, товарищи!!